| skov |
skov |
Дата: Суббота, 30.07.2016, 18:54 | Сообщение # 1 |
неизлечимый Робстеноман
Группа: Модераторы
Сообщений: 9134
Статус: Offline
|
Шпаргалка: пишем развернутый отзыв
Автор: Loralay Источник: https://ficbook.net/readfic/1297139
В Интернете опубликовано множество статей об отзывах: и об их разновидностях, и о типах читателей, которые их оставляют, и о положительных и отрицательных сторонах каждого комментария. Не раз упоминалась проблема отсутствия отзывов, и даже рассуждали, почему авторы не отвечают своим читателям. Давали советы, как писать критику, и рассказывали о критиках. Тема отзывов не нова, но всегда будет оставаться актуальной и под влиянием времени может немного видоизменяться, но смысл все же остается тем же.
Писать отзывы – большое искусство, и ему надо учиться так, как автор совершенствует свое писательское мастерство. Можно не утруждать себя подобным и либо проигнорировать возможность оставить комментарий, либо оставить малоинформативное предложение, в котором несколькими словами (а то и одним) высказать свое отношение к работе.
Но если все же есть желание сделать автору приятное и оставить отзыв, то о чем писать? На что в первую очередь обращать внимание? Поделюсь своими рассуждениями насчет того, на что лучше обращать внимание при составлении развернутого отзыва, каких вопросов касаться, о чем и как рассуждать. Количество пунктов может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от размера и статуса рассказа, его стиля и жанра, а также особенностей и вкусов самого читателя.
Итак, мы прочли произведение или главу, хомячки отбили на музыкальных инструментах различные ритмы, поэтому теперь можно смело брать в руки клавиатуру/карандаш/ручку/телефон (в зависимости от того, где и как писать) и начинать строчить. Советую во время чтения работ, объем которых составляет несколько страниц, делать небольшие пометки удобным вам способом. Я обычно в заметке на телефоне тезисно и даже используя отдельные фразы оставляю наброски того, на какие моменты повествования буду обращать внимание и о чем хотела бы рассказать. Главное - потом разобрать эту шифровку.
Я люблю писать и читать большие отзывы, где происходит общая характеристика и анализ написанного, поданы размышления читателя, поэтому не выступаю борцом за лаконичность.
Приветствие Для начала лучше всего поздороваться с автором, а не заявить с порога, что его работа хорошая или плохая, используя различную лексику и свой словарный запас. Тему с рассказкой можно сравнить с отдельным домом, квартирой или комнатой, где автор – ее хозяин. А когда мы приходим в гости, то обычно первым делом приветствуем хозяев. Говорить «Привет» или «Здравствуйте» - зависит от самого автора и ваших с ним отношений. Можно сделать небольшое отступление-рассуждение как вступительное слово или даже что-то процитировать.
Шапка Шапка каждой работы – ее визитная карточка. На ресурсах с большим выбором произведений читатель выбирает, что ему почитать, первым делом обращая внимание на шапку, кратко знакомясь с главными характеристиками рассказа. Оцените название работы (удачное или нет, соответствует ли сюжету, или просто набор букв или цитата), оправдывает ли себя рейтинг и жанры, присутствуют ли предупреждения.
После знакомства с шапкой у читателя могут возникнуть некоторые ожидания от работы, и важно указать, оправдались ли они, или же автор обещал одно, а написал о другом.
Замысел и исполнение Об этом лучше всего рассуждать в готовом произведении или в работе, где можно увидеть и сюжетную линию, и главную тему, которую до нас пытается донести автор, и то, как он ее излагает. Для первых вступительных глав и даже виньеток этот пункт не всегда подходит, но опять же многое зависит от текста работы.
Замысел – главная тема рассказа, его сюжет. Нравится/не нравится, поднята актуальная тема или об этом уже нет смысла переливать из пустого в порожнее? Автор написал о чем-то новом, что раньше никем не поднималось, или с подобным замыслом уже собралось достаточно работ в конкретном фэндоме, где идет лишь пересказ известных событий? Насколько интересно вам читать рассказы с подобным замыслом?
Исполнение... Мало придумать сюжет – это лишь незначительная часть успеха, нужно уметь донести эту мысль. Бывает, попадается в руки повествование, судя по саммари которого, автор обещает интересные события, но вот не смог он донести до читателя своей задумки и передать планированные ощущения. Не доработал, не дотянул или же просто выбрал какой-то жанр, но совершенно его не коснулся.
Описания Одна немаловажная деталь каждой работы, которая позволяет читателю максимально достоверно увидеть картинку происходящего. Где находится герой? Что находится вокруг него? Кто его окружает? Что он делает, или стоит/лежит/сидит, как истукан? Подобные описания зависят от того, что автор собирается передать. Не стоит каждый раз описывать, во что переоделась героиня, или при каждой смене обстановки производить подробное описание всех мелких деталей. Подробные нюансы учитываются, исходя из цели и сюжета, которые поставил для себя автор.
Именно описания помогают читателю окунуться в произведение и увидеть картинку глазами автора. Поэтому оцениваем, удалось ли это сделать фикрайтеру, или надо еще над чем-то поработать?
Эмоции Помимо описаний, надо еще и знать, что чувствуют герои в повествовании. Во время даже банального разговора персонажи могут испытывать грусть, радость, смущение, тоску, восторг и сотню других эмоций. От этих эмоций может зависеть сам смысл предполагаемой беседы. Делимся, смогли ли мы понять состояние героя или даже почувствовать то, что и он в определенный момент.
Эмоции – это окрас всей работы, и чем он ярче, тем интересней, независимо от жанра.
Стиль изложения На вкус и цвет любимого автора нет! Кому-то нравится читать длинные предложения с художественными оборотами, а кто-то не терпит этой кучи буковок и выступает за краткие и содержательные предложения.
Поделитесь, нравится ли вам стиль, насколько он совпадает с вашими вкусами, посоветовали бы вы автору что-то в нем изменить: разукрасить краткие предложения или разбить длинные на несколько попроще. Возможно, надо было бы добавить действий или, наоборот, меньше лить «воды» и побыстрее переходить к главному сюжету.
Герои Несколько строк уделите анализу героев. Не обязательно всех подряд (если это работа наподобие романов Льва Толстого, то вы быстро устанете строчить комментарий и отобьете у себя желание писать отзывы в дальнейшем), а вот главных – обязательно. Если речь идет о фанфиках – сравните канонических героев и тех, что вышли из-под пера фикрайтера: удалось ли автору отобразить их такими, какими они были у писателя, или же присутствует ООС. В чем выражены изменения характера и могут ли они предположительно случиться? Как повлияли эти изменения на ваше восприятие героя. Согласны ли вы с ним или же категорически возражаете подобному образу?
Если в фанфике присутствуют оригинальные персонажи или делаете анализ СП, то оцените героя – хорошо ли раскрыт его образ, смогли ли вы его себе представить, нет ли в нем каких-то противоречащих друг другу качеств, их роль в сюжете и ваше отношение к нему.
Не обязательно рассуждать только об отдельных героях. То же проделывайте и о парах, семьях и даже обществах, если они играют какую-то роль в произведении.
Сильные и слабые стороны Не надо высказываться, выбирая только одну из сторон, а рядом с положительными характеристиками указывайте и на то, что, по вашему мнению, не очень удачное. Но если такового нет – не стоит придираться к пустякам, выискивая недочеты. Слабые стороны можно найти всегда и везде, надо лишь задаться целью, но насколько это будет достоверно? Если же критикуете, то используйте метод «кнута и пряника», указав, что же положительного есть в рассказе. Если оно есть.
Обосновываем Каждое свое мнение старайтесь обосновывать. Вот почему вы считаете именно так, а не иначе? Чем руководствуетесь? Какие приведете примеры? Почему сомневаетесь в достоверности случившегося, или из-за каких причин подобное поведение невозможно? Мало сказать почему два героя не могут быть вместе, надо обосновать, по каким причинам они не подходят друг другу. Можно указать, что подобное событие вряд ли произойдет или случится какой-то поступок, и надо объяснить, почему этому не бывать. Ссылайтесь на достоверные источники, знания и выводы, но позиция «Потому что» еще ничего не значит. Автор не примет ваших доводов, если их не обосновать.
Фразы Обращайте внимания на фразы и детали, анализируя как их по отдельности, так и согласно сюжету. Не надо делать разбор слов, как этому учат в младших классах, и не стоит рассуждать о каждом предложении, если нет на то надобности. Говорите о том, что вам понравилось/не понравилось или зацепило ваше внимание, какие фразы или моменты считаете удачными, а какие - нет. Цитируйте и высказывайтесь.
Во время чтения не летать глазами по тексту, а вдумываться в то, о чем написано, сопоставлять происходящее с событиями, которые произошли раньше. Рассказ – это один механизм, и его составляющие должны совпадать, а не перечить друг другу.
Размышления Как автору мне всегда интересно знать, на какие мысли толкает мое произведение читателей. Смело рассуждайте и делитесь своими мыслями, а не держите свое мнение в тайне от других. Иногда даже самая незначительная на первый взгляд фраза читателя может подтолкнуть к интересной идее. Порой в рассуждениях читателей находятся ответы на их же вопросы, или они предугадывают будущие события. Старайтесь анализировать действия и события. Удивляйте автора.
Чем больше отзыв наполнен размышлениями и анализом, тем выше он ценится, так как вы не только ознакомились с работой, но и сделали какие-то выводы.
Задавайте вопросы Если вас что-то заинтересовало – спрашивайте. Непонятно – уточняйте. Автору приятно, когда его работа вызывает такой интерес. Не надо расспрашивать о будущих событиях, так как автор, чтобы не раскрывать карты, может вам и не ответить, дабы сохранить тайну или интригу. Но пусть вопросы будут риторическими, чтобы автор видел, насколько его работа вам не безразлична.
Окончание Обычно в конце стоит подвести общую черту о прочитанном, сказать то, о чем раньше не говорилось, выставить итоговую оценку по принятой для себя шкале. Здесь вы можете оставить пожелания автору работы, рекомендации и мысли. Ну и не забываем попрощаться, чтобы в следующий раз прийти снова!
По ходу написания придерживаемся нескольких негласных правил, чтобы отзыв не был сухим набором предложений и цитат, а также избегаем ошибок и ссор.
Дискуссии Есть ряд тем, о которых не очень-то и желательно поднимать дискуссию и начинать упрекать автора в том, что он не прав в своих рассуждениях и позициях, а только ваша мысль верная. Обычно это темы социального или политического характера. Вы можете заметить, что у вас на этот вопрос есть своя позиция, что отличается от мнения автора, но вы уважаете его позицию. У каждого человека есть свое сформировавшееся мнение или же вкусы, которыми он может делиться с читателями, наделять ими своих персонажей или раскрывать в рассказах. Желательно руководиться принципами «понять и принять», но не навязыванием своего мнения.
Если же подобных рассуждений не избежать, добавляйте ИМХО – таким образом вы сделаете акцент на том, что не имеете намерений ругаться или дискутировать.
Вступайте в диалог Мало написать отзыв и, развернувшись, уйти. Дождитесь ответа автора, обсудите с ним интересующие вас моменты, а также, если есть возможности, изучите комментарии других читателей и обсудите что-то с ними. Подобные беседы только на радость каждому автору, ибо он видит, что его работа интересна другим и они с удовольствием ее обсуждают.
Об авторе Если вам известно что-то большее об авторе, на не только его никнейм, скажите ему несколько приятных слов. О том, какая замечательная атмосфера у него в теме, как он радушно принимает читателей, как он часто выставляет продолжение или как ответственно относится к своему творчеству.
Позволяйте себе рассуждения, которые могут косвенно относиться к работе, но и не стоит этим увлекаться, рассказывая истории из жизни. Это лучше делать в личных дневниках, а вот суть подобных рассказов можно и донести.
Конечно, развернутый отзыв не напишешь к каждой понравившейся работе, но все же старайтесь радовать тех, чьи работы не оставляют вас равнодушными. Многие твердят, что писать рассказы нужно для себя. Если это так, то отзывы – для автора.
Данная сводка рекомендаций не имеет обязательного характера, так как к ряду произведений она может и не подойти даже по большинству пунктов, но для среднестатистического рассказа она будет незаменимой шпаргалкой для составления комментария.
Читайте развернутые отзывы других, чтобы на практике увидеть работу комментатора. Сопоставляйте со своими, чтобы сравнить, чего же не хватает вашим отзывам и какие детали упускаете вы.
Всем желаю покорить это искусство, чтобы ваши отзывы оказались достойно оцененными!
|
|
| |