После вчерашних двух показов фильма "Персональный покупатель" для прессы, мнения критиков и
кинообозревателей резко разделились: от "полного мрака" до "великолепно, удивительно, восхитительно". По рассказам очевидцев "забукивание" смешивалось с громкими аплодисментами, а негативная реакция на фильм легко уживалась с положительной. Представляем вам Обзор крупных изданий, опубликовавших свои рецензии на новую картину Оливье Ассайса. В течение ближайших часов, будем пополнять новость новыми материалами.
Variety.com: После завоевания Сезара за "Облака Зильс-Марии" Кристен Стюарт объединяется с
режиссером Оливье Ассайасом, чтобы сыграть еще одного раба знаменитости. Фильм "Персональный покупатель" - дико нетрадиционное изучение молодой американки, переживающей душевный кризис, причем в разных измерениях. Повторный союз Кристен Стюарт и режиссёра, подарившего ей одну из самых лучших ролей в 2014 году, является прерывистой, но никогда не скучной смесью. Вызывающий мурашки фильм ужасов, тоскливая рабочая драма и эллиптический поиск себя, скорее всего, станет одним из самых противоречивых фильмов в карьере Стюарт.
[…] В "Персональном покупателе" столь же много черт стандартного кино о приведениях, как мы можем видеть в его же фильме о вампирах двадцатилетней давности "Ирма Веп". Отход Ассайаса отстандартов обычного кино подобного жанра, конечно же, смутит молодых зрителей, которые будут ждать обычных острых ощущений, и особенно тех, кто захочет посмотреть этот фильм, услышав, что "Сумеречная" звезда снимет в нем верхнюю часть одежды. Но вот для более требовательных зрителей в этом фильме есть что ловить – и часто это связанно с подтекстом, с психологией, а не с моделированным компьютерным приведением, появляющемся в самых страшных сценах фильма.
На первый взгляд персонаж Стюарт, Морин Картрайт, сделана из того же теста, что и ассистент знаменитости, которого она играла в "Облаках Зильс-Марии". Но хотя Морин и вращается втой же системе одноразовых спутников, привлеченных на орбиту убогих идолов таблоидов, ее работа все же другая. Честно говоря, трудно представить себе лучшую работу в Париже, наблюдая за Морин, переезжающую на мотоцикле из одного ателье модного дизайнера в другое, подбирающую платья для звезды с именем Кайра – и есть только одно правило: ей не разрешено примерять их на себя. И хотя данная работка не особо предполагает личную удовлетворенность, место настолько тепленькое, что у Морин остается время подрабатывать по вечерам в качестве медиума, и вотздесь как раз все и оборачивается странным образом.
В первой сцене Морин приезжает в большой пустующий особняк, чтобы провести спиритический сеанс, и хотя она не замечает опасного призрака в углу гостиной, Ассайас делает все, чтобы его заметили мы. Довольно долго мы не понимаем, что Морин делала в том доме, хотя нам сразу объясняют, что она, американка, делает в Париже. Оказывается, ее брат-близнец, Льюис, тоже жил во Франции, хотя правильнее сказать умер, и Морин нелегко дается принятие этого факта. У них обоих слабые сердца, и они дали друг другу клятву, что когда один из них умрет, то даст знак с того света, вот она – да и мы – и ждем весь фильм такого сообщения. А поскольку Ассайас уже показал нам, что приведение не только существует, но и еще несет в себе потенциальную угрозу, все это создает настоящее напряжение.
Сообщение приходит, как ему и положено, на мобильный телефон. Морин проводит не меньше двадцати минут, переписываясь с незнакомцем, попутно выполняя свои обязанности. Жаль, что Стюарт приходится действовать большую часть фильм в одиночку, избегая звонков своего бойфренда и проводя исследования в YouTube (где она смотрит видео художницы-абстракционистки Хильмы аф Климт и французского писателя Виктора Хьюго, которые оба общались с потусторонним миром). Стюарт – потрясающая актриса, ее хрупкая внешность практически не скрывает, какую бурю внутри себя переживает она или ее персонаж. А непредсказуемость того, что она может сделать, усиливается тем фактом, что то, что может случиться, не подчиняется никаким правилам.
Вскоре Морин начинает подчиняться таинственному существу на другом конце трубки, которое использует фразы, очень напоминающее те, что произносил серийный убийца в "Крике". Кто быни оставил ей ключ от номера в гостинице, это побуждает Морин проверить свои фобии, например, примерить одежду Кайры или мастурбировать на кровати своего босса. Морин не очень-то скрывает презрение к ней, хотя эти ее чувства - в отличие от чувств к умершему брату - или по отношениюк модной индустрии, где у нее много хороших связей, не особо показаны.
И хотя история в фильме излагается в строгой хронологической последовательности, остается ощущение попытки собрать разбитое зеркало. Потеря брата сильно повлияла на Морин, а в бессмысленной работе на знаменитость она начинает терять себя. Она могла бы уволиться, но Ассайас находит другой удивительный способ освобождения Морин от ее рабочих обязанностей, увозя ее в далекий Оман, в котором происходит сцена, имеющая мало что общего с остальным фильмом. В общем, Стюарт так настрадалась от воображаемых звезд, что мы можем только надеяться на то, что она ведет себя более спокойно со своими собственными ассистентами.
Indiewire.com: Психологический фильм ужасов французского режиссера – это попытка создать нечто иное, и он захватывающий.
В фильме Оливье Ассайаса "Облака Зильс-Марии" Кристен Стюарт играла второстепенную роль, в их последней совместной работе, она в центре внимания. В роли Морин, молодой американке, живущей в Париже и пытающейся справиться с недавней смертью своего брата-близнеца, актриса появляется в каждой сцене, которая может быть связана, а может и нет, со сверхъестественными явлениями. Это размеренная, богатая на неопределенности работа о субъективном переживании горя, замаскированная под фильм о приведении – которая экспериментирует с нюансами киноязыка, как это может сделать только мастер. Приятная операторская работа, медленно растущее напряжение, загадочные обстоятельства – все это не так важно, как проходящие на этом фоне внутренние процессы. В конце концов, это в определенной степени исследование психоза персонажа. Как и во всех его фильмах, изучающий подход Ассайаса многое говорит, а многое умалчивает, поэтому открытый финал будет либо принят зрителями, либо тут же отвергнут. Но лучшего воплощения подобного конца и не придумаешь, чем бродящая по улицам и вокзалам Морин, потерянная в собственных мыслях, гипнотизирующая свой телефон и хватающаяся за неизвестную переменную.
Вклад Стюарт в роль впечатляет, она источает такую чувственность, которую ранее мы не видели. Однажды ночью в доме своего босса ее персонаж впадает в фетишисткий акт, что кажется, что она одержима девиантным духом, если не чем-то еще более отвратительным. И хотя в драме есть спецэффекты, они вкрадываются в нее как знаки вопроса, потому что "Персональный покупатель" - это не история о приведениях, а изучение тех психологических основ, которые заставляютнас страшиться подобных историй.
Но надо сказать, что амбициозные цели фильма не всегда удаются. Несколько сцен внезапно заканчиваются, умаляя повествовательную интригу. А некоторые душевные диалоги о необходимости Морин справиться со смертью брата по ощущениям чересчур очевидные. И несмотря на огромный вклад Стюарт в роль, иногда ее прерывистая игра становится худшим врагом.
Тем не менее, "Персональный покупатель" создает цельную вселенную, которая объединяет наши глубочайшие страхи с более глубокими наблюдениями за их причинами.
Hollywoodreporter.com: Даже обычная магия, которую излучает Кристен Стюарт на экране, не делает фильм "Персональный покупатель" стоящим просмотра: ее персонаж напряженный, неопределенный, почти не разговаривающий и по большей части живущий в каком-то вакууме. Большинство характеров неприятны, а в диалогах не хватает искры.
Тheguardian.com: Канны получают свою первую сенсацию с пугающей драмой, которую невозможно категоризировать, о персональном покупателе, пытающейся изгнать из себя своего умершего близнеца. Фильм увлекательный, причудливый, напряженный, задорно абсурдный, страшный, привносит чистое сумасшествие, которого мы так долго ждали от Канн, хотя некоторые очень утомленные люди продолжили традицию фестиваля "забукивать" очень хорошие фильмы. Это на самом деле лучший фильм Ассайаса за долгое время и лучшая роль Стюарт на сегодняшний день. […] Игра Кристен Стюрат потрясает: она тихая, чистая в самоуверенном стиле кого-то очень компетентного, умная, молодая, и в тоже время ее выражение эмоций очень настоящее и трогательное. Она полностью погружена в свой смартфон, который является проводников ее страхов. Безрассудно и дерзко Оливье Ассайас своим "Персональным покупателем" принес на фестиваль волнующее возбуждение.
Тhewrap.com: Заслуживает ли фильм весь этот хор насмешек и шипения? Конечно, нет, тем более настолько богатый идеями. Большая часть фильма страшная до жути, но не надо его путать со средненьким фильмом ужасов. Эрудированный и умнейший Ассайас кажется счастливее, когда задает вопросы, а не отвечает на них, и центральным является загадка:
"Что, черт возьми, происходит?" Он часто растворяется на полпути сцены, словно теряя к ней интерес или из желания идти куда-то еще, именно такие штрихи, без сомнений, и вызвали гнев зрителей. Но эти самые штрихи не делают "Персонального покупателя" плохим фильмом, они делают его фильмом Оливье Ассайаса.
Режиссер отлично использует блуждающую камеру, передвигаясь в пространстве, наращивая напряжение, он также отлично использует актрису, играющую главную роль, обнаруживая в ней нервную, и да, сексуальную энергию, которую ни один другой режиссер не смог раскрыть. А если что-то попутно из этого эксперимента не сработало, если остались вопросы, на которые не получены ответы, если некоторые мотивы поведения персонажей не имеют смысла, так пусть так и будет.
Тelegraph.co.uk: Есть плохие фильмы, а есть фильмы, которые "забукивают" на фестивалях, но эти группы не обязательно пересекаются, и "Персональный покупатель" однозначно принадлежит к последним. И "забукали" его не потому, что он плохой (категорически нет), а потому что он ломает много устоев, словно намеренно создан для того, чтобы заставить ваши души звенеть. И хотя в нем есть сверхъестественные элементы, это не фильм ужасов. Он дразнит и испытывает нас там, где другой бы фильм ускорился и подвел итог [...]
Фильм полностью зависит от игры Стюарт, которая практически никогда не исчезает с экрана. Ее игра обстоятельная, до дрожи натуральная, по уровню равная игре в "Облаках Зильс-Марии".
Тimeout.com: На фоне всех движущихся зеркальных поверхностей и туманных неоднозначностей завораживающего и до наглово нетрадиционного рассказа Ассайаса о привидениях, с уверенностью можно сказать: Кристен Стюарт стала грандиозной актрисой. В этом фильме она в каждом кадре удерживает на себе камеру своим насмешливым, скрытным взглядом и сложным языком тела. Ее игра оказывает оживляющее влияние на фильм, несмотря на то, что
она играет интроверта. Трудно сказать, от чего она страдает больше: от присутствия или отсутствия в ее жизни сверхъестественного. […]
И, наверное, еще не в одном фильме входящее сообщение не являлось инструментом, вызывающим такой уровень напряжения… Для сохранения удовольствия от просмотра о фильме, который расщепляет на множество пластов жанры и сознание, не стоит рассказывать много. Оливье нашел в Стюарт свою музу, которая с легкостью проносит всю диковинку фильма, как шикарное платье из органзы в ключевой сцене чувственной самореализации.
Screendaily.com: "Персональный покупатель" - хоть и с недостатками, но доставляющая удовольствие драма с сильной игрой Кристен Стюарт, которая передвигает ее на одну ступеньку выше. Сочная, временами устрашающая картина сплавляет мистическое и сверхъестественное с миром моды высокого класса и получается огненный эффект.
"Облака Зильс-Марии" принесли Стюарт Сезар за лучшую роль второго плана. С "Персональным покупателем" она может попасть в обойму лучших актрис Канн, хотя ей трудно будет превзойти Сандру Хюллер в "Тони Эрдманне", да и игра Руты Негги в фильме "Ловинг" тоже впечатляет.