Идея «Помни меня» - Память погибшим
Бен ладен Мертв. Мы помним наших ушедших близких, jessegirl, 27.05.2011
Андерсон Купер в своем блоге Anderson Cooper360 3 мая 2011 года опубликовал сообщение диктора, которое по сути возвращает к идее воспоминаний. Следует помнить преступления Бен Ладена, но не его имя. Это имена 3000 погибших следует помнить. Эта цитата побудила меня на это снова, и я приведу ее ниже, настолько точно, насколько могу:
«Это облегчение, знать, что он ушел… Когда-нибудь… Бен Ладену не принесет удовлетворения упоминание его имени…» «Я продолжаю думать сейчас о нем, погребенном в море, завернутом в белую ткань в тяжелой сумке, погружающемуся в ледяной океан…думаю о его теле, погружающемуся в море, исчезающему в темных глубинах океанов…этот человек, который терроризировал так много и так долго, просто исчезает. Океан очень большое место, а Усама Бен Ладен, в конце концов, был очень маленьким человеком. Там не будет серьезного указателя для него, не будет места для фанатичных последователей, приходящих и проявляющих их искривленное уважение. Он ушел. Мы не можем и не должны забывать ужасы, которые развязал этот человек, но по истечении месяцев, лет, я надеюсь, что его имя будет произноситься лишь изредка. Я надеюсь, что его фотографии исчезнут тоже… Я надеюсь, что мы не будем в пустую помнить жизнь этого массового убийцы, надеюсь, вместо этого мы вспомним жизни тех, кого мы потеряли. Я надеюсь, мы будем помнить Леона Смита младшего (пожарного)… В ближайшие годы я надеюсь, что мы будем говорить их имена, а не Бен Ладена. Я надеюсь, мы будем помнить, как они прожили жизнь… Я надеюсь, мы будем помнить все, что они сделали, и все что они не успели сделать», - Андерсон Купер 360 градусов 03.05.2011 (на сайте AC360.com вы можете узнать о тех, кто погиб).
Беда в том, что мы не можем помнить 3000 имен. Мы не помним имен жертв 11 сентября, других массовых убийств, неважно больших или маленьких. Мы помним имена виновных. Я никого не буду перечислять здесь. Мы знаем их. Но мы не можем запомнить или знать тех, чьи жизни были потеряны, тех, кто были невиновны. Просто так устроена память. Их слишком много.
По иронии, после того, как Андерсон Купер сделал это заявление, последующие дискуссии на его шоу и другом шоу CNN обсуждали Бен Ладена и его кончину в мельчайших подробностях, со всех сторон, имя убийцы повторялось снова и снова. Нужно или нет публиковать фотографию мертвого террориста? Какая роль была у Пакистана? Как будет развиваться террористическая сеть? И так далее. Центром внимания по-прежнему был Бен Ладен.
Но абзацы, которые я цитировала, напомнили мне, что все возвращается к одной точке. Он перенес меня назад, к идее Уилла Феттерса, оригинальному вдохновению для того, чтобы написать сценарий фильма «Помни меня» 2010 года. Помнить погибших, через историю одной такой предполагаемой жизни Тайлера. «Помни меня» никогда не был фильмом о Бен Ладене или его террористической сети. Он всегда был о памяти отдельных погибших жизней, изображением того, на что будут похожи жизни их семей впоследствии. И это то, что должно быть центром внимания. Для Уилла Феттерса это началось с некрологов, «Портреты скорби» в New York Times, мини-биографий тех, кто погиб 11 сентября 2001 года. Это было тем, от чего автор получил вдохновение для своей работы, первоначально названной «Воспоминания». (Поэтому те, кто критикует кульминационный момент фильма, как «поворотный», «вставленный», досадно ошибаются). Весь смысл этого фильма был в том, чтобы помнить конкретную жизнь. Конечно, это была жизнь вымышленного персонажа, но это позволило всем погрузиться в его мир и полюбить его, а затем скорбеть о нем, когда он умер наиболее шокирующим образом. Тайлер скончался в центре первой огненной бури, когда самолет врезался в Северную башню Всемирного торгового центра. И предоставил всем нам шанс для горя. В этом гениальность фильма «Помни меня».
Некоторые из нас воспользовались этим богатым источником эмоционального катарсиса и были благодарны за этот шанс. Другие по сей день чувствуют себя обманутыми, сердитыми и игрушками для корыстных целей, что является общими реакциями на потрясение. Эти ответы до сих пор разделяют зрители. Но они говорят нам больше о себе, чем о фильме. О том, позволяем ли мы себе чувствовать и быть открытыми. О том, как горе отражается на нас. Тайлер в окне, кульминация, основа всего, что мы чувствуем к Тайлеру и всего, что мы будем чувствовать с его потерей. Если мы ничего не почувствовали к Тайлеру, что я считаю случайным ответом, мы должны почувствовать манипулирование. Если мы полюбили его, и детальное, подлинное исполнение Роберта Паттинсона заставило нас это сделать, тогда мы переместились на места тех, кто понес реальные потери в этот день. Не было лучшего способа, чтобы убедительно доказать эту точку зрения. Феттерсу было всего 22 года, когда он написал сценарий, он был молодым человеком, который поделился идеализмом со своим главным героем. В «Помни меня» Феттерс хотел заставить зрителей противостоять ужасу 11 сентября самым личным образом, единственным путем, возможным для тех, кто не терял близких там. Как я писала в другой статье, Тайлер Хокинс, вымышленный герой, является символом, челоовеческим лицом трагедии.
Благодаря его истории мы приходим к пониманию истории глубже. Мы зрители, приходим к этому через шок. И это то, что произошло в то яркое утро вторника, почти десять лет назад. Шок. Некоторые зрители пошатнулись, как от удара в лицо, почувствовав оскорбление, а не тревожный звонок, который подразумевал Феттерс. Возможно это сработало очень хорошо, тот шок. Шок заставляет злиться. Ошеломляющая сила этого приводит в бешенство. А затем приходит боль.
Это то, что должно было стать криком истории Феттерса. Это только одна вымышленная, рано оборвавшаяся жизнь. Это незаконченная жизнь. Это то, что сделало 11 сентября. Это то что сделали ненависть и терроризм. Есть 3000 настоящих историй, и 3000 семей и несоизмеримое количество их друзей, которые пострадали, когда были убиты их близкие. Если бы мы, в течении нескольких месяцев, шли по стопам любого из 3000, зверски убитых в тот день, вплоть до их гибели, мы могли бы познакомиться с ними. Никто из них не идеален, так же как и любой из нас. Вымышленный Тайлер не был исключением. Один из эффективных способов вспомнить погибших тем, кто не пережил личную потерю в этот день, это вспомнить символ, подобно Тайлеру. Кроме того, я прочитала книгу, которую написала жена, о своей потере и такой рассказ может перенести вас на уровень реальной человеческой потери. Абигейл Картер красноречива написала о своем муже, Аэроне, который погиб в тот день. Я попробую точно процитировать ее:
[«Возможно, природа его смерти была само по себе уроком: жизнь нужно было прожить, а не потратить на работу. Жить не ради денег. Жить для тех, кого вы любите. Жизнь коротка». (стр.121)]
Это звучит очень похоже, на идею фильма, или часть его сообщения. Абигейл продолжает наступление, описывая свою скорбь в деталях, и делится с нами тем, что нравилось Аэрону, его недостатками, его характером. Для тех, кто желает помнить реальную жизнь, ее книга хорошее средство. [The Alchemy of Loss: A Young Widow’s Transformation, by Abigail Carter. McClelland and Stewart, Toronto: 2008. ISBN-13: 978-0771019074; ISBN-13: 978-0771019050]
Каждый из этих 3000 семей, матерей, отцов, жен, мужей, детей, все почувствовали гигантский кулак на лице в тот день, удар ниже пояса, который активизировал их потрясение, уничтожил рациональную мысль и уступил место огромному, бесконечному, безмолвному крику, крику, который продолжается уже почти десять лет, превратившись в вездесущее рычание, но который угрожает переполниться и будет выпущен в любое время. Семьи погибших держали перед собой фотографии своих родных и близких. Вы видели этого человека, эту женщину?
Помните его. Не забывайте ее. Появление фильма «Помни меня», его смысл, основывается на таких вещах – один человек, который держит фотографию своего любимого. Этот человек хотел, чтобы его любимый человек оставался в памяти. И это то, чего хотел Уилл Феттерс, когда писал эту историю.
Помните погибших.