и в этом поле из кукурузы и ржи
все печали отдав костру
сегодня ночью так хочется жить
что я не замечу, если завтра умру*
Я стараюсь не переживать, не переполнять голову ненужными сожалениями и не придумывать другие исходы. Пытаюсь мысленно не прокручивать по сотни раз неудавшиеся моменты, вырезанные сцены и провалившиеся дубли. Из кожи вон лезу, чтобы не заламывать пальцы и не пересчитывать языком зубы снова и снова. Пробую не драматизировать, не преувеличивать и не сваливаться в отчаяние.
И я проваливаюсь в каждой из попыток.
/Как и всегда/
Элис помогает мне отнести бельё в прачечную и, кажется, ведёт со мной беседу, но я слишком занят самокопанием, чтобы принимать такую гуманитарную помощь.
– Думаешь, это поможет ему? – настойчивый голос Элис каким-то чудом пробивается сквозь мои мысленные баррикады. – Эдвард?
– Что?
– Я говорю, что переживаю за состояние Джаспера. Может ли новый курс личных консультаций помочь ему? Тебе помог?
Я стараюсь выудить из переполненного и перенапряжённого мозга воспоминания о первых месяцах в этой клинике и о том, как по-другому всё ощущалось на контрасте с предыдущим местом моего пребывания.
– Смотря с кем, – поспешно говорю я, замечая, что слишком долго медлю с ответом. – Личная консультация с Аро больше похожа на смесь допроса и исповеди, причём пропорции всегда меняются.
– У тебя какое-то предвзятое к нему отношение, – ухмыляется Элис. – Его методы должны быть довольно успешны, иначе он бы не стал главным врачом.
– Лечение разрядами электричества и лоботомия тоже когда-то считались довольно успешными методами, – скорее ради поднятия её настроения говорю я, слегка улыбаясь.
– А депрессию у женщин лечили вибраторами, – Элис поигрывает бровями, придавая больший акцент шутке.
Она открывает дверь прачечной, давая мне пройти внутрь, и я уже почти вхожу, но тут моё боковое зрение выхватывает напоминающий Беллу силуэт, движущийся где-то на противоположной стороне коридора. Я словно проваливаюсь в прорубь с ледяной водой, замираю, задерживаю дыхание и цепляюсь мёртвой хваткой за скомканное постельное бельё в моих руках.
/Если сможешь задержать дыхание на минуту, то это окажется действительно она/
Раз, два, три, четыре…
– Ты заходишь или нет? – скучающе тянет Элис.
Я шумно и обрывочно вдыхаю, забыв про её присутствие и потеряв связь с действительностью. Глаза фокусируются на единственной компании людей, находящейся в моей видимости. Беллы там нет.
Рвано-рассеянными движениями я закидываю грязное бельё в стиральную машинку, ощущая на себе тревожный взгляд Элис.
– Выпал на секунду из реальности, – в моём голосе слышится расстройство, которое после нескольких отражений от глянцевых стен прачечной комнаты кажется разочарованием. – Снова поддался на /его/ игры.
– Редко какие сражения состоят только из побед. - Элис делает напыщенно умное лицо и поднимает вверх указательный палец.
Она пытается меня рассмешить, поэтому я приподнимаю уголки губ, чтобы не расстраивать её.
– Хочешь, я поставлю вопрос о пересмотре твоего курса лечения? - Элис приходится говорить намного громче, чтобы перекричать начавшую работу стиральную машину.
Я отрицательно качаю головой и пытаюсь приладить к лицу самую натуральную улыбку, на которую способна моя мимика.
Так, с неестественно натянутой улыбкой, разрозненными мыслями и переменчиво-облачным настроением я дожидаюсь вечера, чтобы, наконец дождавшись, донести своё неуклюже застывшее тело в библиотеку.
Когда я вхожу в пропитанный старой книжной пылью и весенним заходящим солнцем читальный зал, мой живот начинает крутить от волнения и немного от голода. Сегодня я не съел ничего, кроме пары шоколадных драже, которыми со мной поделилась Элис. Иногда я практикую осознанное голодание, особенно когда боюсь идти в столовую, чтобы не встретиться раньше времени с Той-которая-нарушает-личные-границы. Раньше того времени, когда подготовлю чёткий и внятный двенадцатиэтапный план по проведению следующего разговора.
Вопрос (с лёгким голодным головокружением): Как долго можно продержаться без еды при наличии хорошего многоступенчатого плана?
К сожалению, никакой дельной задумки у меня нет, как нет и уверенности, что какой-либо разговор состоится.
Плотный пыльный запах читального зала наполняет лёгкие знакомым спокойствием. Мягкая тишина обволакивает меня, как только я закрываю за собой входные двери в библиотечную аудиторию. Мне нравится, что солнце вырисовывает на книжных полках такие же узоры, как и вчера. Мне нравится, что яркие блики дрожат на старых деревянных поверхностях, так же как двадцать четыре часа назад они дрожали на волосах Беллы. Мне нравится, что в читальном зале тепло и сонно. Пожалуй, это самое приятное место для одиночества.
Вдруг в мои полузакрытые глаза бьётся посторонний звук, какое-то поскрипывание, настолько резко контрастирующее с привычным этому месту молчанием, что невозможно не обратить внимание. Я иду вглубь аудитории, задерживая дыхание, словно находясь на охоте и готовясь к броску.
Моё сердце уже привычно ускоряет ритм, поднимаясь на своё любимое место в горле. Я знаю, что там, через несколько шагов, за еще одним покосившимся от веса пожелтевших книг шкафом, за шахматным столом с воображаемыми игровыми фигурами сидит Белла.
У меня нет плана, нет уверенности в собственных моральных силах, нет социального опыта и достаточного самоконтроля, но внутри меня ноет огромная черная дыра, которая истосковалась по свету, и поэтому я отсчитываю шесть ударов языком по зубам и говорю:
– Привет.
Та-которая-всё-таки-пришла поднимает на меня свои глаза цвета растопленного миндального шоколада и приветственно машет рукой. Я машу в ответ, хотя уже и поздоровался устно, но мне почему-то хочется её отзеркалить и хоть на один вечер притвориться нормальным.
– Ты пропустил завтрак сегодня, – моими же словами из одного из наших первых разговоров говорит Белла, ставя на деревянную поверхность шахматного стола маленькую упаковку сока. – И обед, – добавляет она, толкая её одним указательным пальцем так, что коробочка проскальзывает на мою половину поля.
– Вот у нас и первая фигура появилась, – садясь в скрипучее кресло, замечаю я.
– All-in. - Белла складывает руки на груди и смотрит на меня с нарочито преувеличенным вызовом.
– Это фраза из покера, a не шахмат, – слегка наклоняя голову, говорю я.
Та-которая-отлично-блефует тихо фыркает и качает головой, заставляя солнечный свет лихорадочно прыгать по распущенным каштановым волосам.
Я улыбаюсь. Мне легко, комфортно и устало. Моё тело почти растекается в старом неудобном кресле, которое сейчас ощущается супер уютно. Внутренние зажимы, державшиеся за меня клещами весь день, отпускают, и у меня получается вдыхать глубоко, полностью используя весь объём лёгких.
Мой взгляд опускается на коробку сока, который принесла мне Белла. Маленький, ничего не значащий жест почти болезненной благодарностью отзывается внутри меня.
– Апельсиновый сок, – читаю название, чтобы не свалиться в яму мысленного анализа ситуации и не испугать её оглушительностью и избыточностью эмоций.
– Ты не любишь яблочный, поэтому взяла что-то другое, – кусая губы и не поднимая глаз, отвечает Белла.
Её голос звучит по-другому, будто потеряв немного в самоуверенности и напористости.
– Это то, что нужно.
Я позволяю нашим глазам встретиться, почти с удовольствием окунаясь в этот электрически-нервный салют в своей голове.
– Я говорила с Карлайлом насчет личных консультаций, – Белла трясёт головой, будто сбрасывая наваждение, и переводит взгляд на поблёскивающую поверхность окна. – Он сказал, что пока не может со мной работать.
– Почему? – я слегка хмурюсь от непонимания. – Не помню, чтобы Карлайл кому-либо отказывал.
– Может, потому что я не являюсь действительным пациентом?
Я слышу металлические ноты раздражения и фрустрации и почти не могу сопротивляться желанию принять их на свой счёт.
/Перестань поддаваться на её манипуляции/
– Элис сможет в этом помочь? Спросишь у неё?
Белла отрывает взгляд от начинающего вечереть отражения улицы и бросает его на меня.
/Откажись/
Я снова ощущаю колотящееся за ключицами сердце и сглатываю несколько раз – не помогает.
– Она может что-то знать, – продолжает настаивать Та-которая-бросается-взглядами.
/Нет/
Я плотно сжимаю зубы и сильно упираюсь в них языком, будто стараясь унять тошноту. Объём лёгких снова уменьшается и теперь вмещает в себя только пригоршню воздуха. Удушливое молчание слишком громким треском звенит у меня в голове, не давая сосредоточиться и найти подходящих мыслей.
– Правда или действие? – вдруг говорит Белла, смахивая неловкую тишину со стола между нами.
Я провожу взглядом по мягким, слегка оттеняемым наступившим вечером чертам её лица и, разжав напряжённую челюсть и отсчитав четыре удара языком по зубам, отвечаю:
– Правда.
– Расскажи о самом хорошем воспоминании из детства. - Белла складывает руки на столе и кладёт на них голову, приготовившись слушать.
Картинка возникает в моей голове моментально: она затёрта, будто старая фотография, которую часто разглядывают. Я слегка откидываюсь на спинку кресла и делаю несколько равномерно размеренных вдохов, прежде чем начать рассказывать.
– Когда мне было одиннадцать лет, я подхватил какой-то вирус. На второй или третий день болезни мне стало особенно плохо – я буквально свалился в обморок во дворе нашего дома, когда шёл забирать письма у почтальона. Он вызвал скорую, меня отвезли в больницу и положили на карантин, закрыв доступ абсолютно всем на целых два дня.
– Пока всё идёт очень хорошо, – с добродушным сарказмом говорит Белла.
Её голова уютно устроена на сложенных руках, голос звучит приглушённо, словно я усыпляю её своей сказкой на ночь. Она смотрит на меня снизу-вверх из-под полузакрытых глаз.
– У меня был только один посетитель, если не считать редко появляющегося врача, – молодая женщина, работающая медсестрой в той больнице. Я никогда не видел её лица полностью, так как она всегда была в защитной маске, но у неё были светлые глаза и мягкий тихий голос.
Я останавливаюсь на секунду, чтобы пробежаться взглядом по длинным ресницам, отбрасывающим волнующие тени на лицо Беллы.
– Она рассказывала мне на ночь какие-то фантастические истории, потому что я не мог заснуть от жара, и оставалась со мной, пока я ел, чтобы мне не было одиноко.
Белла перекладывает голову на другую сторону и мягко мне улыбается, давая понять, что слушает.
– Мой карантин выпал как раз на пасхальные праздники, и вот, на второй день моего лечения, она принесла мне шоколадного зайца вместе с обедом.
У меня начинает саднить горло от непривычно длинного монолога: я не помню, когда в последний раз так много говорил. Несколько глотков апельсинового сока, наполненного сахаром и заботой, дают мне небольшую передышку, достаточно короткую, чтобы Белла не успела заскучать, а я не передумал доводить историю до конца.
– Тогда я впервые попробовал шоколад. И это было потрясающе.
Я быстро пробегаюсь глазами по лицу Той-которая-хотела-правду, пытаясь замерить реакцию.
– Впервые за пасхальные праздники?
Белла всё также сонно хлопает ресницами.
– За всю жизнь, – отвечаю я слишком преувеличенно нейтральным тоном, который выдаёт волнение.
– В одиннадцать лет? - она выпрямляется и щурит в недоверии глаза, нижняя часть её лица слегка покраснела от лежания на столе.
Я пожимаю плечами, одновременно и отвечая на поставленный вопрос, и извиняясь за неспособность дать более развёрнутое объяснение.
– Как твои родители смогли удержать ребёнка от поедания шоколада? - Белла потирает подбородок, имитируя известного детектива.
– Мои родители были очень религиозными людьми со своими особенными убеждениями. - Я выбираю наиболее обтекаемую формулировку, чтобы не завести разговор в неприятное русло.
Та-которая-любит-разгадывать-загадки переводит взгляд куда-то выше моей головы, очевидно, задумавшись над прозвучавшими словами. Мне нравилось рассказывать Белле историю из своего детства, но теперь я слишком напуган тем, куда это может её привести. К вопросам, на которые я пока не готов отвечать, и не знаю, буду ли когда-либо готов. Мне не хочется заканчивать этот вечер, но я выбираю меньшее из зол.
– Думаю, Квин уже ищет нас. - Я поднимаюсь с кресла, заканчивая наш разговор и день.
– Заседание клуба любителей воображаемых шахмат объявляется закрытым.
Белла тоже встаёт, не настаивая на продолжении разговора, хотя я вижу, что ей хочется спросить больше.
В спокойной вечерней тишине мы вместе идём к выходу из библиотеки, размышляя каждый о своём. Я странно умиротворён, обычно молчалив и непривычно наполнен.
– Будет хорошо, если ты всё-таки сможешь что-то узнать у Элис, – говорит Белла и, не дожидаясь моего согласия или несогласия, уходит.
Вопрос (по анатомии): Почему при ощущении собственной целостности мне вдруг стало чего-то физически не хватать?
----
*Автор эпиграфа - Евгений Соя
Источник: http://robsten.ru/forum/67-3199-1