Автор: Kатастрõфа
Литературную единицу крайне сложно оценивать вне жанра, это же относится и к фанфикшн-литературе. «Король и пешка» — приятное исключение; независимо от ваших жанровых предпочтений, это произведение проберётся вам под кожу, и будет регулярно напоминать о себе…
Филигранно выстроенная композиция, самобытный стиль, тончайшее ведение повествования – всё это о «Короле и пешке». Любой литератор знает, как тяжело даётся повествование от первого лица: сумбур должен быть органичным, простота — не отталкивающей, а главный герой должен с комфортом разместиться в голове читателя, да и не мешать ему думать собственные мысли. Именно POV Беллы притянул меня к себе магнитом, и рука не решилась закрыть окошко с произведением на криминальную тематику — на тематику, которую я стараюсь избегать. Буквально за несколько глав героиня становится вашим другом: иногда многое преувеличивающим, но настолько искренне всё переживающим, что невозможно оторваться от ее жизни и вашей дружбы с ней.
Не всем именитым авторам удавалось добиться искусного повествования от первого лица. Со всей ответственностью заявляю — автору «Короля и пешки» это удалось. Всего за двенадцать глав я успела испытать к Белле такой калейдоскоп эмоций, который не испытывала ко многим знакомым в реальной жизни.
Совершенно очевидно, что главные герои произведения — не Белла и не Эдвард, это — судьба и ее необратимая честность. И помимо того, что автор с беспрецедентной изящностью раскрыл два таких многогранных характера, он сумел и сюжет сделать зеркальным отражением смысла всего происходящего. Что, к сожалению, редко случается не только в фанфикшне, но и в современной литературе. Авторы частенько грешат тем, что сюжет выступает в роли декорации, потрепанной и бесцветной, и во многих, даже знаменитых фанфиках, его существование оправдано лишь тем, что героям нужно где-то находиться, что-то делать и на фоне чего-то развивать вечное чувство в себе.
Сюжет «Королевы и пешки» — не просто интригующая ловушка, это добротное месиво реализма и пронзительности. Когда встречаются две обреченности, они — обречены вдвойне, и тот короткий отрезок времени, который читатель проживает вместе с героями, и есть финал, растянутый и сам по себе являющийся кульминацией. Всё это подчеркивается стилем автора, и одно без другого не имело бы никакого смысла.
Самая высокая и пронзительная нота этого произведения — это искренность, на грани столкновения с грубостью и циничностью. Но как иначе в криминальной драме, где убийство — яркая черта характера главного героя?.. По этой причине «Король и пешка» звучит так ладно и мертвенно прекрасно; автор предпочитает не обманывать читателей и не заворачивать жизнь героев в подарочную упаковку. Можно описать несчетное количество убийств, но это не сделает героя — убийцей. А можно выписать поступки Эдварда так, как это сделал автор «Короля и пешки» — и вы поверите, что этот человек убивал, убивает и будет убивать. Нюансы его шизоидного характера выписаны таким тонким почерком, что никакой рецензии не хватит на восторг. Тонкость заключается в том, что шизофренические оттенки поступков не делают самого героя сумасшедшим, или что еще хуже — надуманным. Его образ органичен в своей непоследовательности и туманности, и чтобы понять такого героя, вам сначала надо его принять.
"Вот только стерва прыгнуть не успела. Меня оглушило выстрелом, пуля отбросила маленькое животное, кошка ударилась о стену и упала на пол. В сумерках я разглядела темное кровоточащее пятно на светлом участке стены... Меня затошнило.
- Я говорил, что животные не заслуживают смерти, потому что делают глупости неумышленно. Так вот это, - он указал подбородком на мои царапины, - было умышленно с ее стороны. "
NC-17 — это тяжелое поприще, а порой — и возмутительно неблагодарное. Но «Король и пешка» снова стало для меня приятным исключением. Все особенности рейтинга являются естественными элементами сюжета и поведения героев; у авторского стиля нет и намека на пафос или желание соответствовать. Секс ощущается сексом, а не словесной имитацией, изобилующей корявыми и ненужными эпитетами.
Кое-где мелькает канцелярщина, но она не способна отбить аппетит у читателя — корректировка и легкое редактирование быстро бы реанимировали несколько проседающих пассажей. Это едва ли не единственный минус произведения.
Уникальность «Короля и пешки» проявляется в послевкусии — выкинуть из головы героев и их историю не так уж легко. Мне вспоминалось всё: и как звучали мысли Беллы при знакомстве с Эдвардом, как алела кровь на кольце-татуировке, как пуговица не застегивалась на ее джинсах, и как Эдвард попросил ее полежать рядом — без повода и объяснений, без смущения и самооправдания, просто напоследок...