Но я всё
прощу, если это ты: Часть 2
И вот сижу
я, и не могу оторвать взгляд от той двери, в которую он вышел. И отчетливо
помню, как она хлопнула, кажется, даже могу исключительно правдиво
воспроизвести этот звук, эту звонкую пощечину в своем воображении. Кому
предназначалась эта пощечина? Мне? Креону? Правилам игры? И вот сижу, смотрю на
дверь и думаю. И вскоре понимаю, что не мне и не Креону, и не правилам игры, а
себе. Себе самому с размаху залепил он эту пощечину. Сижу неподвижно, смотрю на
дверь и замечаю внутреннюю боль. Замечаю только тогда, когда она становится
нестерпимой. Момент её возникновения, развития, углубления – всё проходит мимо.
Знаю только то, что её не было, а теперь она есть. А как, а почему – не знаю.
Нет, кое-что еще знаю. Знаю, что она, эта боль, почему-то не столько за него,
сколько за себя. Мне больно, и я сижу. И смотрю на дверь, и думаю: что же в нем
было такого… другого? Чего не было во всех остальных? И понимаю: он себе не
изменил. Те, другие, пока горели, изменили себе тысячу раз. Не изменились, а
изменили себе. То есть, из плохих они не стали хорошими, а только научились
чужим хорошим прикрывать своё плохое. А этому чужого хорошего не нужно. Если
своего нет – плохо конечно, но чужого не нужно. Себе он не изменил. И, может, в
этом кроется моё пристрастие к нему? Женщины, как известно, любят, когда
мужчины не изменяют. И вот сижу я, и понимаю, что сидеть больше не могу.
Бегу долго, бегу отчаянно, вдохновенно. Прежде чем, наконец, замечаю, что цель моя не приближается – противоположная стена далеко, даже дальше, чем обычно. Пространство, похоже, не замечает, что я бегу, оно игнорирует меня. Останавливаюсь. Оборачиваюсь. И вот она дверь, которой он хлопал, которой хлопала я. Вот она, прямо перед моим носом. На расстоянии короткого шага, на расстоянии вытянутой руки. Глядя на эту дверь, осторожно делаю шаг вперед – слежу за ней. Шагаю вперед, а смотрю назад. Она, как и положено дверям, когда от них шагают прочь, остается позади, удаляется. Я радостно вздыхаю. Я облегченно выдыхаю. Но отворачиваться от двери боюсь – вдруг только выпущу её из вида, а она опять станет претворяться моей тенью, следуя попятам? Нет, выворачивая шею, смотрю на неё, а ноги шагают. Сначала шагают медленно, затем быстрее, быстрее, чтобы в конце концов сорваться на бег. На этот раз долго бежать не получается – почти сразу я налетаю на что-то твердое, ударяюсь головой, ударяюсь грудью, оставляю там весь воздух и отлетаю назад. Зрение возвращается не сразу. Мешает бьющая в глаза ослепительная голубизна пола и плавающие бесформенные пятна перед глазами. Встаю на коленки и опираюсь руками о пластиковую плитку, низко опустив голову, пытаюсь проморгаться. И вот, всё еще на коленях, поднимаю голову, щурюсь, а передо мной массивная дверь из темного с прожилками дерева. Еле угадывающаяся, больше похожая на переплетения множества корней буква «К», выбитая во всю площадь поверхности двери, не дает усомниться в том, что… или точнее кто, или нет, всё-таки что за ней скрывается. Я видела её раньше. Я даже бывала там, внутри. Но до сих пор мне еще не приходилось проверять её на прочность. Своей головой.
- Ты огорчаешь меня сегодня. – Он ждет, что я буду просить прощения, но я не прошу. Потому что пришла просить о другом. Поднимаю глаза, вижу красивую родинку под левым небесно-голубым глазом, вижу тёмную аккуратную эспаньолку, вижу авторитет, величие, в конце концов.
- Мессир, я
бы хотела…
- Я знаю,
чего бы ты хотела. – Отводит взгляд, смотрит на свой бильярдный стол. –
Аргументируй.
- Он… – А
что, собственно, он? Перед глазами суматошно мелькают все ключевые моменты: все
слова, все взгляды, все факты, все жесты. Но что он? Как его аргументировать?
- Он? –
Креон переводит взгляд на меня, и в этом взгляде ясно читается, что я
проигрываю.
- Он
заслуживает. Он очень заслуживает.
- Это все
аргументы на сегодня?
- Нет! Нет.
– Делаю большой вдох. – Эти все… другие, они уже сами себя простили, отпустили
себе все грехи и… и только оправдываются, обманывают, прикидываются. И всё ради
того, чтобы вернуться. Корысти ради! А он не простил себя… и не обманывает, и
не прикидывается. А чтобы вернуться, у него поводов больше, чем у всех. Но он
хочет остаться внизу, потому что не простил себя. Нужно… нужно, чтобы его
простил кто-нибудь другой. – Я выдыхаю. Это сердце колотится?
- И каковы
поводы, по которым он должен вернуться? Ни одного не вижу.
- Вы
говорили, что почти все умирают тогда, когда нужно. Когда существование
человека начинает приносить больше вреда, чем пользы. Они умирают, возможно, за
минуту до принятия решения, которое может стать роковой ошибкой для всех
остальных. Они умирают, возможно, чтобы не дать жизнь кому-то, кто может многое
испортить. Они разносят вирусы, заражают всех. Они умирают, потому что
срабатывает система безопасности. Они умирают тогда, когда сделали всё, что
должны были сделать. Они умирают тогда, когда нужно. Но не он. Он становился
лучше, и он любил… и это не должно было заканчиваться тогда. Он умер
неправильно и несправедливо.
- За свою
жизнь он переступил через многих, стоит ли удивляться, что, в конце концов,
переступили через него? Это закономерно. Все рано или поздно платят за всё.
- Но если он
уже заплатил, если его наказали смертью, наказали Невермором, разве… разве
справедливо за одно и то же наказывать несколько раз? Это… незакономерно. –
Дышу тяжело, как собака.
- Сколько
прошло времени? Мы умерли с интервалом в две смерти, а он успел отгореть 27
лет.
- Здесь и
внизу время течет очень по-разному. Для тебя не прошло еще и десятой части
того, что давно прошло для него. Но тебя и не приговаривали к стольким годам. –
Он смотрит только на две вещи в этой комнате: на меня и на бильярдный стол. Я
оборачиваюсь. Огромный. Такой, что на него могли бы лечь пять человек, не
касаясь друг друга и не замечая друг друга. Поверхность углублена, огорожена
широкими бортами. Она поблескивает в тусклом свете и кажется замшевой, а, может
быть, бархатной.
- А к
скольким приговаривали? Сколько осталось?
- Недолго. –
Склоняет голову набок.
- И я могла
бы попасть туда же, куда попадет он? – Голова возвращается в исходное
положение.
- Я ожидал
этого вопроса, но думал, что ты подойдешь к нему более дипломатично.
- Могла бы
или нет?
- Я бы не
советовал.
- Значит,
могла бы? – Требую. Понимаю, что веду себя бестактно, но как вести себя иначе –
не понимаю.
- Ты не
слушаешь то, что я тебе говорю. А это важно. Ты попала сюда и получила
безболезненную возможность на перерождение, потому что многое не выбирала для
себя умышленно. Но теперь? Осознано ходить там, где ходит смерть – это тоже
грех. – Меня трясет от нетерпения. Кого волнуют грехи? Ну, кого волнуют грехи?
Когда тут такое. - Важно правильно выбирать компанию. Сейчас ты выбираешь
неправильно. Тем более… – Он медлит. Он складывает пальцы в замок. – Можно
родиться и жить на одной улице, и никогда не встретиться; а можно быть
выброшенными в разных полушариях, чтобы затем оказаться очень близко.
- И от чего
это зависит? – Едва не спрашиваю: «Как это устроить?».
- От судьбы,
конечно. Чему быть, того не миновать. – Расслабляюсь. От ощущения, что судьба
на моей стороне.
- Так
значит, вы оправдаете его?
- А ты
действительно оправдала его? Он нравится тебе. Только и всего. Но достаточно ли
того, что ты чувствуешь, для того, чтобы позабыть об ответственности? Чтобы
выпустить его непростую и нечистую душу снова, подвергая опасности новых людей,
которых он не успел убить в прошлый раз?
- Того, что
я чувствую, достаточно.
- Забавно
наблюдать за этим снова и снова. – Гладит подушечкой большого пальца нижнюю
губу.
- Снова и
снова?
- Да, снова
и снова. – Он убирает руку ото рта, цепляет кисти в замок и укладывает их перед
собой на стол. – Хотя бы раз в столетие он неизменно отказывается покинуть
Невермор, а ты неизменно предаешь человечество, потакая своим корыстным
мотивам.
- Всё
повторяется… – Проговариваю эти слова про себя вновь и вновь. И никак не могу
остановиться.
- Постоянно.
Я бы предпочел, чтобы и мне стирали память. Первый десяток раз это оказывало
более будоражащее воздействие. Со временем всё приедается. Вам бы и самим
осточертело цепляться друг за друга, но вы счастливы в неведении. – Он убирает
руки со стола, садится ровнее и строго смотрит на меня. – Ладно, давай, зови
его. – Небрежный взмах рукой в сторону двери. И сначала я медленно пячусь
назад, а потом разворачиваюсь и бегу.
- Боже, это
опять ты. Просто невозможно! – Устало и раздраженно потирает переносицу.
- Пойдем со
мной! Пожалуйста, пойдем. – Приближаюсь к нему быстрым нервным шагом, и он
замечает, что со мной не всё в порядке, поднимается… становится таким большим,
становится чем-то бо́льшим, чем всё остальное. А я в огне; я боюсь, что Креон
передумает, я боюсь, что что-то пойдет не так, я боюсь, что он не захочет пойти
со мной, я боюсь, что… что-то. – Пойдем со мной?
- Куда? –
Возможно, он говорит одними губами. Возможно, поэтому я и не слышу его голоса.
- К нему.
Нужно пойти к нему. Нужно! – Я хочу схватить его за руку…
- Кому
нужно? – Но лишь кратко задеваю пальцы, потому что он резко отстраняется,
отдергивает руку.
- Мне. Мне
нужно. – Смотрю на него снизу вверх.
- Надо же,
обычно это занимает больше времени. – Креон выходит из-за стола…
- Она
сказала тебе, зачем ты здесь? – Скорее догадываюсь, чем слышу голос мессира,
потому что он говорит не со мной.
- Нет. Но,
возможно, она скажет сейчас? – Черные глаза блестят.
- Так нужно…
через это проходят все. Ничего особенного. – Да, ничего особенного, просто я
обманщица и лгунья. Креон ухмыляется, но не противоречит мне. Номер 33/89
смотрит на меня, сощурившись. И я не отвожу взгляда, потому что сейчас легче
обмануть, чем потерять.
И я
наблюдаю, как в черных блестящих глазах наконец разбиваются бесстрастность и
хладнокровие; он резко передергивает плечами, делает шаг вперед и кидает в
сторону, себе за спину:
- Какого
черта?!
Я
вскрикиваю: - Пожалуйста! – И вскидываю ладони, как если бы у него было оружие.
Ужасно, ужасно, чудовищно страшно, что он всё испортит. Его взгляд зло
пробегается по мне и останавливается два раза: в первый – встречаясь с моим
взглядом, в последний – встречаясь с моей левой ладонью. И с этих пор всё
меняется. Вращается по кругу и останавливается вверх тормашками. Волосы встают
дыбом, руки вверх от запястий и до лопаток покрываются мурашками. Он
обездвижен.
- Questo sei tu, amore mio? [1]
– Этот голос я знаю. Или мне только хочется его знать?
Я дышу через
рот, подаюсь вперед, делаю шаг, но останавливаюсь: - Non lo so, il mio amato.
[2]
- Ну? И куда
мы его отправим? – Он задумчиво обходит огромный бильярдный стол, длинными
пальцами перебирая фишку по кругу, играется с ней, как игрался бы заядлый игрок
в покер. – Монреаль? Чикаго? Сакраменто? Может быть, Оксфорд? Или Торонто? Рим?
Берлин? Париж? М?
- Пусть…
пусть будет Чикаго.
- И почему
Чикаго? – Он останавливается у центра длинной стороны стола, упирается локтями
в его широкие борты, не переставая перебирать пальцами фишку; и мы смотрим друг
на друга через весь стол.
- Потому что
из всего списка я запомнила только Чикаго. – Во рту сухо, губы шершавые,
царапаются.
- Неплохой
выбор. – Он перестает играть с фишкой и резким щелчком посылает её в воздух.
Она летит над столом, летит и летит… начинает падать у дальнего края, но не
ударяется о бархатную поверхность, а проваливается внутрь, как если бы вместо
твердой столешницы была водная гладь.
- Ну, вот и
всё. – Он цокает языком.
- А я?
- Тебе
придется подождать своей очереди. – Едва его рот закрывается, как открывается
дверь.
- Знакомься.
– Креон подходит близко и говорит почти на ухо. Указывает пальцем на неприятные
глаза. - Это номер 33/87, умер прямо вслед за тобой. – Ведет пальцем левее. - А
это 144/64, повесился в тюрьме.
Я говорю: -
Привет. – Потому что «приятно познакомиться» кажется не слишком уместным.
- На колени.
– Громко говорит им, а девчонке потише: - Зайдешь позже.
- Порою
справедливость работает очень странно. Возможно, их следовало бы оставить
внизу, но они работали с твоим другом в одной упряжке, так что… если он
получает освобождение, то почему эти нет? – Выразительный наклон головы. - У
них тоже были свои сложные причины участвовать в том, что в конечном итоге
привело их сюда. Собственноручно они убили не больше, может быть, даже меньше
людей, чем твой подзащитный. Тем более что, если говорить совсем уж откровенно,
твой приятель не заслуживает слишком сладкой новой жизни, и потому моя совесть
считает, что этих следует отправить туда же. – Он кладет обе руки, кажется, в
область между их лопатками. - Ты же не против? – А я не успеваю оказаться
против, потому что они уже падают лицом вниз.
- Ну, удачи
вам в Чикаго, ребята. Может, на этот раз вы не останетесь с носом? – Обе фишки
оказываются в воздухе, летят свободно, летят красиво и проваливаются в том же
самом месте, в котором до них провалился он, в котором после них провалюсь я.
Когда Креон выходит из-за стола, на полу уже не оказывается тел. И эти тела я
не провожала взглядом. – На колени. – Приближаясь текучими шагами, одними
губами говорит он. Я подчиняюсь. Он заходит за спину. Трогает плечо.
- Да. – Не
колеблясь, говорю я и… лечу не вниз, а отчего-то вверх. А что было дальше не
помню.
[1] Ты ли это, любовь моя? (итал.)
[2] Не знаю,
любимый (итал.)
Прим. авт.:
Далее следует расписка, которую я пишу своей кровью. Гласит она примерно
следующее: "Если я напишу для этой истории еще хоть одно слово - перестану
себя уважать и обреку свою пропащую душу на вечное томление в адовом племени
Невермора". Продолжению не бывать!
Под занавес предлагаю послушать это ( http://megalyrics.ru/ext/embed/s.swf?sid=1284186 ) и это ( http://megalyrics.ru/ext/embed/s.swf?sid=2154590 )
Спасибо, люблю вас.
Источник: http://robsten.ru/forum/35-1028-1