Автор: MetoU
Сюжет истории о настоящей всепобеждающей любви, одиночестве, вере, серой обыденности и прекрасном мире родственных душ, об Эдварде и Белле.
Эдвард создал свой собственный мир, отгородился от внешнего мира, смирился с безысходной мыслью о скорой смерти. Он, казалось бы, успешно «борется» со Снаружестью. У него свои проблемы с реальностью, но эта реальность в большей степени его, не социума, не зря же он пишет о себе «я абсолютный социофоб». Он создает свои законы, даже от времени отказывается, свой распорядок дня, на который практически никто и ни что не влияют и т.д. Да у него есть свой мир, отгороженный от Снаружести и, как ему кажется, вполне благополучно существующий и предоставляющий комфорт. Но… «Не давать Ночи, Тишине и Бессоннице диктовать свои правила, внушать свои мысли, толкать на ненужные мне эмоции».
У Беллы есть молодой человек, отношения, работа, в общем жизнь – обычная и размеренная. Но один шаг и оказывается, что мир Беллы далек от мира настоящей жизни. Поэтому Эдвард и Белла очень похожи в определенном смысле. Им обоим плохо, неуютно, неспокойно. Белле, потому что ее социальная реальность уничтожает ее своим несоответствием. Она приняла игру, выполняет свои социальные роли, но это не соответствует ее характеру, ожиданиям. Многие люди играют в игру «повседневная сложившаяся обыденность и она меня устраивает» и они вполне обладают душевным равновесием. У Беллы же нет успокоенности, у нее уже началась душевная агония, и Эдвард становится ее катализатором. Знакомство главных героев и типично и необычно одновременно (вечеринка в дом родителей, объявления и анонимная переписка, визиты Беллы) – они и знакомы и незнакомы одновременно. Практически сразу же возникает некая субъективная связь в отношениях Эдварда с виртуальной и реальной Беллой. Это очень важный элемент развития состояния и сюжета:
«Я так и написал ей – пусть даже не надеется на переписку. А она и не ответила.
Выводящая из себя мисс Обыкновенность89! Зачем-то написал этот дурацкий постскриптум. В котором описал всего себя в одном предложении. Еще бы, блин, фотку выслал и копию медкарты, для полной картины!»
«Отчего меня постоянно преследовало желание обернуться. Беллу я не видел, но она была где-то рядом. Я чувствовал. И мне было непонятно: ни почему я до сих пор стою здесь, ни почему смотрю на неё».
Эта схожесть сразу устанавливает понимание состояния в их переписке:
«Её вопросы были точными и конкретными, словно перемалываемыми в голове тысячи раз. Я понимал каждое слово, каждую эмоцию, вложенную мисс F в эти предложения. Но от этого не становилось легче или проще. Только сложнее. Чем больше я понимал, тем больше думал. Примерял на себя. Искал ответы. И не находил».
Белла не только очень ранимая и чувствительная к окружающему воздействию. Она еще и ненавязчивая, бережная и интеллигентная в отношениях с другими. Она не копалась в файлах компьютера Эдварда. Хотя ей хочется его понять, ей любопытно. У нее даже мысли не возникло. Ей не хватает самой собственного пространства, и она очень внимательно относится к подобной потребности у других. Она не вошла в фойе дома Эдварда, ждала его на улице, как бы сразу извиняясь, за то, что она пытается без спроса войти в его пространство. Поэтому тот факт, что она пытается поговорить с Эдвардом, понять его таким «навязчивым способом», показывает как ей самой плохо и что она чувствует свою связь с ним. «Мы встречались только дважды, а я уже не узнаю себя».
Они оба мучаются, но Белле намного тяжелее, как мне кажется. И это не только из-за ее личных качеств. Так получилось, что она оказалась сразу более зависима от него в реальности. Он зависит сначала лишь в подсознании. У нее практически сразу нет выбора. Она сравнивает его с автомобилем, который на тебя надвигается, но от которого ты уже не отклонишься. Эдвард сопротивляется происходящему, порой он жесток по отношению к Белле в своих словах и поступках. Для реальности Эдварда Белла как вредоносная бактерия – она разрушает стены его крепости. Она единственная, кто подбирается к нему так близко. Подсознание Эдварда борется с ним. Внутри у него постепенно копятся реакции «нормального» человека, человека Снаружести – любопытство, симпатия, необходимость в понимании, заботе и т.п. Поэтому у него появляется его «каштановая зависимость», его «каштановые сны». Ему страшно, т.к. он понимает, что ему хорошо в этом каштановом сне, а ведь «каштановое чудо» может быть в реальности, а значит еще лучше. Но в противовес этим человеческим эмоциям он отстроил свою реальность. И он пытается ее отстоять. Состояние Эдварда действительно печально. Есть одна фраза, которая просто убивает: «Я вздрогнул от тепла».
Сближение Эдварда и Беллы и стремительно и мучительно. За несколько месяцев они превращаются из чужих людей в жизненную необходимость друг для друга, частичками друг друга, одним целым. И мы погружаемся в щемящие переживания Беллы о борьбе за жизнь Эдварда, в трепетные и нежные мысли Эдварда о Белле, их любовь такую хрупкую и сильную одновременно.
Эпилог не кричит о бесповоротном выздоровлении Эдварда, но он дает надежду, такую необходимую и важную и для героев и для читателей.
«И всё не так плохо, как мне раньше казалось. Подозревать о существовании «завтра», планировать что-то, надеяться на исполнение желаний – почти безболезненно.
Пока в этом мире есть Белла. Пока она рядом…»
Второстепенные герои удались по-разному. Среди них есть консьерж Боб безусловная удача автора. Катя смогла сделать его значимым и обязательным элементом истории. У него появились свои почитатели. Такие своеобразные отношения с жильцами, по крайней мере, с Эдвардом. Терпение, заботливость и чувство – юмора, рабочего пофигизма, необходимого для его профессии??? – ) у него просто громадные. А интуиция? Как он сразу на присутствие Беллы в жизни Эдварда отреагировал. «Уже стоя перед дверьми, я услышал его ответное приветствие, прозвучавшее сухо и недовольно. Как оно разительно отличалось от того, что было, когда меня на улице ждала Белла!» Это тот персонаж, которому нужно «Оскара» давать за роль второго плана. В композиции Снаружести Боб занимает особое место – некая тонкая грань между «чужой» и «своей» Снаружести, проводник, связующее звено, как угодно. Оно может вызывать раздражение, но без него невозможно. Не зря ведь Боб являлся одним из немногих с кем Эдвард общался, пусть и в своей специфической манере, по нему сверялось оставшееся время в начале истории, а затем он все чаще становился свидетелем или участником важных событий, ведущих к будущему.
Еще пара удачных «героев» второго плана - ковер и воздух в квартире Эдварда. Они обрели форму самостоятельных живых существ в жизни главных героев, они действительно запомнились.
Образ Джейка вызвал противоречивые ощущения: необходимость для сюжета и этакий эмоциональный раздражитель, на которого может поворчать читатель. И даже не потому, что он пользуется той стабильностью в жизни, комфортом, который ему создает Белла и, как мне кажется, на самом деле ее не любит. Он символ обыденной привязанности. Раздражает в его характере тот факт, что ведь по идее Джейкоб друг Беллы, они давно знакомы, и он должен чувствовать, что с его близким человеком что-то не так, что-то происходит. Но он даже, наверное, не то что не чувствует – слабые проблески тревоги у него проявляются. Но Джейкоб отмахивается от них, ему неудобно с ними. Своя стабильная повседневность ему дороже. Это не может вызвать уважения.
Кто для меня остался не до конца прописанными, проявленными героями, так это родители Эдварда. При их активности и возможностях они не обладают информацией о реальном состоянии Эдварда, хотя даже его поступки (типа завещания) говорят о многом. Просьба Эсме – это один из ключевых моментов, который меняет жизнь главных героев. Она делится своими переживаниями и отчаянием с Беллой, но не говорит ей о болезни. Но ведь поведение Эдварда и его болезнь связаны неразрывно. Как можно ему помочь, если об этом утаивают. Это не совсем понятно. Эдвард боится жалости, не признает ее. Он еще не знает, что жалость, как и другие чувства, является очень многогранной. Не всякая жалость унизительна. Но Эсме? Она же не может мотивировать свое молчание стремлением избежать жалости Беллы? Автор в комментариях оговаривал возможность отдельного изложения взгляда Эсме на происходящее, но этого так и не произошло в достаточной мере. Такая ситуация абсолютно не помешала событиям истории или ее восприятию, но не позволила лучше понять маму Эдварда. Сыграв свою роль в начале истории, Эсме практически исчезает к финалу. На смену ей приходит Карлайл. Его поступки описываются четко, лаконично и в целом ты определяешься со своим отношением нему. Однако и Карлайл тоже остается все-таки не донца разгаданным персонажем.
В целом же, нужно сказать, что Кате удалось не переборщить с героями второго плана, не утяжелить за их счет главную линию – отношения Эдварда и Беллы, создать запоминающие и подчас необычные образы.
Сюжет истории очень динамичен. Незаметно мы проживаем с героями год. Очень важно, что повествование идет от имени обоих главных героев поочередно. В истории нет пошлости и тривиальности.
Отдельно хочется отметить свой, особый стиль автора (ох уж эти зачеркнутые мысли) и наличие фраз, словосочетаний, которые поселяются в личном списке «крылатых выражений». Они разные и о разном, но привлекли к себе внимание. Например, некоторые из них.
«Это неопрятное совершенство». - Не каждому удается быть таким в таком состоянии.
«И вообще, это как-то некультурно, разбрасываться своими мыслями в общественных местах». – Монументально.
«И сразу подумал о том, что это воскресенье будет плохим. Недооценил». – Очень жизненно.
А есть словосочетания, чтение которых доставляет просто эстетическое удовольствие, и ты перечитываешь их по нескольку раз.
Особое место в истории занимают эпиграфы. Стихи очень хорошо передают настроение и содержание главок. Некоторые строки вызывают особые эмоции и ведут к отдельным размышлениям, наслаиваясь на какие-то собственные ассоциации. А еще эпиграфы, лично у меня, вернули интерес к поэзии вообще и современной в частности, «заставили» рыскать в сети в поисках творчества поэтов, произведения которых цитировала Катя. Последние несколько лет, выражаясь словами Эдварда, Снаружесть напористо наступала и осушала душу своими требованиями: новости, анализ, профессиональная информация. И вдруг эффект не ледяного душа, устраиваемого повседневностью, а летнего теплого грибного дождя с радугой. В душе прорастает особая чувствительность, и она тянется к стихотворной форме выражения мыслей и чувств. ПОТРЯСАЮЩЕ!!! Это ощущение дорогого стоит.
Знакомство с фанфиком, как правило, происходит в процессе его написания и выкладывания автором, что сопровождается текущим комментированием читателей. На мой взгляд, содержание комментариев тоже является показателем качества истории, лакмусовой бумажкой тех эмоциональных и интеллектуальных откликов, которые проявляются в читателях. Могу сказать, что написание отзывов по ходу развития этой истории требовало у меня определенного душевного состояния. События и стиль изложения обязывали и в ответах придерживаться определенной манеры изъяснения. А порой главы вызывали такое состояние, когда ты все понимаешь, ощущаешь, но высказаться душевных сил сразу не хватает. Нужно время, чтобы чувства немного успокоились, перечитать текст еще раз. Чтение других отзывов позволяет сделать вывод, что такое состояние было знакомо многим читателям данной истории. Невозможность прочитать на автомате, остаться равнодушным, хотя бы временно, на одну главу – вот степень влияния этой истории на людей. Она притягивает и завораживает, дает надежду и манит вернуться к чтению еще и еще раз.
Поэтому оценка может быть только одна – это оригинальное талантливое произведение, которое заставляет человека задумываться, чувствовать, т.е. собственно быть человеком.
Спасибо!!!